Мы познакомились с Петро ван Эвейком, реставратором, коллекционером и основателем de Stoffeerfabriek, в его мастерской, спрятанной прямо в центре Амстердама, в одном из переулков рядом с Ньюмаркт. Сразу при входе понимаешь, что здесь человек работает руками и дает новую жизнь легендарным образцам старого дизайна.
Мы задали Петро несколько вопросов о его увлечении, коллекционировании и реставрации мебели.
Когда и как вы начинали этот бизнес?
Я всегда любил дизайнерскую мебель. В моей квартире очень много дизайнерских вещей. Я начал этот бизнес почти 10 лет назад. Моя специализация — кресла и диваны, но я собираю лампы и другие вещи. Я коллекционер. И когда вы только начинаете коллекционировать, вы приобретаете кресло за 400 евро, а спустя годы вы ищете кресло уже за 4000 евро. Я покупаю вещи в очень плохом состоянии и восстанавливаю их. Но 10 лет назад я не умел этого делать. Я покупал стул и шел к парню, который его восстанавливал, и это стоило больших денег. Тогда я решил научится этому сам. Я работал полный рабочий день, но закончил трехлетнее обучение в колледже HMC (колледже мебели и дизайна интерьера в Амстердаме).
Вначале это было хобби, и я до сих я не воспринимаю это как работу, потому что мне нравится этим заниматься. Не так много людей умеют делать что-то своими руками в наше время и занимаются ремеслами.
Сколько времени занимает восстановление одного стула?
Это зависит. Никогда не знаешь. Сначала думаешь, что это сделать перетяжку этого кресло будет легко, и вдруг эта работа превращается кошмар. Кресла Gispen я могу перетянуть с закрытыми глазами. Я сделал много таких кресел.
Вы работаете только с производителями высококачественных тканей?
Да, я работаю только с оригинальными высококачественными тканями, такими как Kvadrat, De Ploeg, Bute Fabrics. Это натуральная 100% шерсть или хлопок. Это профессиональная обивочная ткань.
Почему вы отказываетесь перетягивать винтажные кресла другими тканями? Из принципа или у вас есть эксклюзивный договор по тканям?
Я пробовал обтягивать кресла тканями заказчика, и они выглядели плохо. Моя страсть — дизайн, и я не хочу делать что-то некрасивое. И я работаю только с несколькими производителями тканей, я их знаю, и не хочу работать с другими непонятными производителями.
Если клиент придет со своей собственной тканью, я не буду этим заниматься. Часто люди приносят занавески и просят использовать их как обивочный материал. А через год клиент будет жаловаться, что я сделал свою работу плохо. Делать свою работу хорошо — это моя обязанность перед клиентом . Занавеска не подходит для обивки, вы не сидите на своих занавесках дома. Качество ткани разное. Ткани, которые использую я, тестировали 10000 раз. Дома вы можете пользоваться перетянутым креслом в течение 10 лет, в офисе, по крайней мере, 2 года. Солнечный свет вреден для тканей. Мой совет — не ставьте мягкую мебель на прямой солнечный свет.
Ваши клиенты — кто они?
В основном, это пожилые люди. 50-60-70 лет. Молодые люди покупают новую мебель. Когда вы покупаете у меня, вы платите всего 50% цены на новую мебель. Например, Gispen сейчас не так популярен, и цена на эту мебель не большая. Вот тот стул Kukkapuro уникален, в 60-ых трехместный диван этой марки стоил 12000 евро на современные деньги.
Пожилые люди также обращаются за перетяжкой собственной мебели. Они хотят сохранить ее.
Кроме того, что вы реставратор, вы коллекционер. Какие предметы вы собираете?
Мой вкус все время меняется. Сейчас я собираю старые лампы Artemide 70-х годов. Они мне очень нравятся. Но может быть через 5 лет мой вкус поменяется, и я их продам. Я начал свою коллекцию 30 лет назад, но у меня не осталось вещей с тех времен. Я был молод и не мог позволить себе дорогие лампы, я покупал просто лампочку и шнур с патроном, пользовался ими пока не откладывал достаточную сумму, чтобы купить действительно хорошую вещь. То же самое и с остальными вещами. Я покупаю их для себя. Зарабатывание денег на них — это не то, о чем я думаю в первую очередь. Но продав винтажную дизайнерскую вещь после 5 лет использования вы всегда сможете вернуть свои деньги или даже заработать. Все то же самое, как и с предметами искусства. Вся обстановка в моей квартире родом из 50-60-70-ых.
В основном вы продаете и коллекционируете мебель, но мы видели у вас есть винтажные предметы повседневного пользования: например, телефон 70-ых годов Erika. Это тоже предмет из коллекции?
Да. Он из моей квартиры.
Какой элемент был самым трудным для восстановления?
Сделать можно все, все выполнимо. Я всегда оставляю старую обивочную ткань. Я снимаю ее очень осторожно, и использую как выкройку. В старой обивочной ткани можно найти много информации. Еще я делаю много фотографий по мере реставрации, поэтому я всегда знаю, как все выглядело раньше. Я выбрасываю старые ткани только тогда, когда работа завершена.
Петро — человек полный энтузиазма, активный, с большим количеством идей, он любит ставить и достигать цели и не любит терять время. Мы ждем скорого воплощения его новых идей, и надеемся снова встретиться с ним.